Skip to main content

Cfp: Научные утопии в Советском Союзе Литература, кинематограф, наука и власть (1917-1991).

Научные утопии в Советском Союзе
Литература, кинематограф, наука и власть
(1917-1991)
Международная конференция
Париж
23-24 сентября 2016 года
 
Организаторы: Грегори Дюфо, Юлия Подорога и Лариса Захарова
Научный комитет :
Анна Аберг (Дом Наук о Человеке, Центр изучения России, Кавказа и Центральной Европы), Корин Амаше (Университет Женевы), Леонид Геллер (Университет Лозанны), Катрин Депретто (Университет Париж-4), Александр Дмитриев (Высшая Школа Экономики в Москве), Алексей Кожевников (Университет Британской Колумбии), Николай Кременцов (Университет Торонто), Валери Познер (Национальный Институт Научных Исследований), Ягле Риндзевичуйте (Институт Политических наук)

После распада Советского союза, история науки сделала большой скачок вперед. Тем не менее, одна тема была оставлена без внимания: интригующие и увлекательные научные утопии, находящиеся на границе между литературой и наукой. Николай Кременцов – один из немногих историков, занимавшихся этой темой. В своей книге « Революционные эксперименты » он на основе нескольких художественных произведений изучил медицину 1920-х годов, продолжив размышления, изложенные в его книге об Александре Богданове. Неудачливый соперник Ленина, Богданов бросил политику и посвятил себя литературе.[1] При помощи научной фантастики он не только представил свое видение социализма, но и теоретизировал роль медицины и переливания крови в трансформации социального мира. Как подсказывает пример Богданова, научная утопия, как социальная утопия, предлагает образы общества нового типа и мечтает приблизиться к его осуществлению.
Цель этой конференции заключается в том, чтобы понять, как литература или кинематограф, обретая эвристическую функцию, смогли способствовать трансформации научной деятельности и изменению отношений между наукой и властью. Мы предлагаем рассмотреть отношения между литературой/кинематографом и наукой с тем, чтобы понять, как литература и кино усвоили некоторые концепции, основанные на научных открытиях, и наоборот как наука использовала литературное воображаемое, чтобы подпитать свой дискурс, поставить под вопрос те или иные изобретения и открытия или начать новые эксперименты. Это обоюдное влияние и взаимодействие происходило не без контроля со стороны власти. Поэтому особое внимание следует обратить на социальный заказ и на механизмы цензуры. 
Через эти отношения между вымыслом, наукой и властью, мы хотели бы также рассмотреть эволюцию идеи прогресса и ее смысла на протяжении всего советского периода. Если советская власть провозгласила науку базой прогресса, убежденность в неминуемом наступлении коммунизма постепенно сошла на нет в 1960-е годы. В какой мере научные утопии отразили эту эволюцию? Какие образы они предложили публике? Утопии привязаны к реалиям своей эпохи и отражают их поиски и проблемы. Какие страхи проявлялись в утопиях? Разрабатывался ли в них критический дискурс или дискурс о риске, который наука затем смогла перенять? Каковы были его главные мотивы?
Эта конференция приглашает к участию специалистов гуманитарных и общественных наук разного профиля (истории, социологии, философии, литературоведения и т. д.). Любая область советской науки может оказаться предметом исследования – от самой известной до самой маргинальной - в ее связях с художественной литературой и кино. Речь идет не столько о том, чтобы сосредоточить внимание на определенном жанре (утопии, фантастическом романе или научном вымысле), сколько о том, чтобы изучить ряд произведений различного характера, объединенных попытками использования и усвоения научных открытий для воображения будущего.[2]
 Предлагаются к размышлению  следующие темы и направленияя:
 
1.  Концепции и научные открытия в художественной литературе: 
— разнообразие предлагаемых научными утопиями образов;
— открытия и инновации в основе этих образов;
— значения идеи прогресса;
— страхи и опасения, содержащиеся в научных утопиях.

2. Научные утопии и наука:
— роль художественной литературы в научном дискурсе и научных дебатах;
— роль художественной литературы в перестройке отношений между научными дисциплинами;
— научная этика в зеркале научных утопий;
— использование научных утопий для признания властями проекта или научного заведения.

3. Научные утопии в восприятии обществом:
— распространение научных утопий и их публика;
— научные утопии и общепопулярная наука и техника;
— научные утопии и власть, роль цензуры.

Заявки на английском, французском или русском языке (1500 знаков) в сопровождении с краткими биографиями авторов принимаются по адресу sovietscienceandfiction@gmail.com до 30 ноября 2015 года.

Comments

Popular posts from this blog

Web-comics

Web-comics: Some Links by Liladhar R. Pendse (UC Berkeley)

This exhibit also takes in consideration comics that are born digital. The webcomics represent a unique opportunity for their creators to provide outreach to multiple audiences. Below are some suggested webcomics that can make this exhibition more interesting to our visitors.The list below was adapted for use from Buzzfeed.com, scroll.in and other sites. Some of these comics might be sensitive to their viewers. I would advise viewer’s discretion. This is not a comprehensive list but it provides a meaningful insight into the mysterious world of the webcomics.

Nedroid Fun Times” by Anthony Clark.“Hark! A Vagrant” by Kate Beaton.“Hooray for Teamwork” by Owl Turd.“The Paradox of Choice” by Cat and Girl.“Spelling” by the Perry Bible Fellowship.“Lyme Disease” by Joy Ang.“Super Foods” by übertool.“Surreal Strokes” by ChaosLife.“The Future of Elections” by Saturday Morning Breakfast Cereal.“Grrl Power”-A webcomic about superheroines.“A…

Call for papers: ‘Rethinking Revolutions’ - London School of Economics - 26th May 2017.

Call for papers
‘Rethinking Revolutions’ - London School of Economics - 26th May 2017

Over the past twenty years, the study of revolution has lost the centrality it once enjoyed. Yet the study of revolutions has never been so important: in thinking through the aftermath of the Arab uprisings, exploring the ideology of ISIS and other Islamist groups, understanding self-proclaimed revolutionary movements in the West, and interpreting the experience of states that continue to see themselves as revolutionary, such as China, Iran, and Cuba. The study of revolution needs to catch up with the actual experience of revolutionary movements and states.

One barrier to this endeavor is the fracturing of the study of revolutions into different disciplines and sub-fields. This workshop seeks to bring together scholars and students working on revolutions from different disciplinary backgrounds (e.g. Sociology, International Relations, History, and Political Science), sub-fields (e.g. social movements…

Job: Data research analyst for the project Golden Agents

Data research analyst for the project Golden AgentsInstitute for Logic, Language and Computation – Department of PhilosophyPublication date9 January 2017Level of educationUniversitySalary indication€2,552 to €4,028 gross per month, based on 38 hours per weekClosing date20 January 2017Hours30,4 hours per weekVacancy number17-009 The Institute for Logic, Language and Computation (ILLC) is a renowned research institute at the University of Amsterdam, in which researchers from the Faculty of Humanities and the Faculty of Science collaborate. The research carried out at Humanities forms one of the six research schools within this faculty. ILLC’s central research area is the study of fundamental principles of encoding, transmission and comprehension of information. Research at ILLC is interdisciplinary, and aims at bringing together insights from various disciplines concerned with information and information processing, such as logic, philosophy, linguistics, musicology, mathematics, compute…