Skip to main content

Новая книга: А.Ю. Рожков, В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. (М.: НЛО, 2014)

А.Ю. Рожков, В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 640 с.: ил. ISBN 978-5-4448-0216-8
Для современной молодежи 1920-е годы — уже абстрактная «древность». Между тем молодые люди тех лет — всего лишь дедушки и бабушки нынешнего поколения 50–60-летних, к которому принадлежит автор книги. Эта книга о том, каким молодой человек  1920-х годов видел себя и каким он видится сегодня. Подходы и методики, примененные автором, позволили проникнуть в малоосвоенное пространство «человеческой» истории того времени, увидеть в поколении первого советского десятилетия «тоже людей». На большом фактическом материале, включающем недавно рассекреченные документы, исследованы повседневные практики школьников, студентов и красноармейцев 1920-х годов, проблемы и опыт их инкорпорирования в мир взрослых.
Книга адресована специалистам в области гуманитарных и социальных наук, преподавателям, аспирантам, студентам, школьникам старших классов — всем, кому интересна история повседневной жизни людей советской эпохи.

Оглавление
Из предисловия к первому изданию........................................................................6
Предисловие ко второму изданию...........................................................................8
Введение....................................................................................................................... 10

Часть первая. МИР ШКОЛЬНИКА: ДВЕ СТУПЕНИ НА ПУТИ К ВЗРОСЛОСТИ.......................... 29

Глава 1. Между семьей и школой...................................................................32
Единая трудовая школа в 1920-е годы: штрихи к портрету........................32
Семья и школа: кто кого?.................................................................................. 39

Глава 2. Дальтон-план под колокольчик..................................................... 50
Совместное обучение: гендер и сексуальность.............................................50
Классовый подход: легитимация неравенства..............................................63
«Ученический Кронштадт»: за школьные советы без учителей................74
«Non est discipulus super magistrum»? ............................................................ 94

Глава 3. Мечты и реальность Шуры Климовой....................................... 124
В поиске идей и идеалов................................................................................. 124
Секуляризация сознания............................................................................... 153
Повседневный быт школьника: хронометраж и практики.......................167

Часть вторая. СТУДЕНЧЕСКИЙ МИР: ПРАКТИКИ ОБЩЕЖИТИЯ.............. 193

Глава 1. «Интернационал» vs «Gaudeamus»...............................................195
Высшая школа в 1920-е годы: штрихи к портрету..................................... 195
В борьбе за классовую чистоту..................................................................... 206

Глава 2. «Нельзя ли Ленина заменить Пионтковским?»....................... 250
«Мужики» и «жоржики» в аудитории.......................................................... 250
Бюджеты времени студентов........................................................................ 279

Глава 3. «Не хотим жить по-старому!».......................................................289
Студенческие коммуны..................................................................................289
Не стипендией единой ...................................................................................312
Одежда и жилище ...........................................................................................327
Досуг и развлечения.......................................................................................341
«Пролетарии всех стран, не размножайтесь!»............................................353
Расплата здоровьем..........................................................................................366

Часть третья. МИР КРАСНОАРМЕЙЦА: ПРЕВРАЩЕНИЕ В МУЖЧИНУ........... 373

Глава 1. «Так хотелось служить в армии».................................................. 376
Красная армия в 1920-е годы: штрихи к портрету.....................................376
Новобранцы в РККА: представления об армии
и сценарии поведения.................................................................................... 387

Глава 2. «Не солдаты мы».............................................................................. 413
«Под диктовку политрука»............................................................................ 413
На фронте «окультуривания»....................................................................... 425
«Под лучами красного зрения» ....................................................................436
Крестьянин в армии: душой с домом...........................................................454

Глава 3. Казарменная повседневность...................................................... 464
Маневры — маневрами, а обед — по распорядку......................................464
Повседневный «Броненосец “Потемкин”» в казарме................................480
Служба по хронокартам ................................................................................ 496
Казарменные изгои: инородцы и иноверцы............................................... 499
Будни красной казармы: интерактивные практики.................................. 510
«Отслужу как надо и вернусь» ......................................................................519

Заключение................................................................................................................ 528
Примечания............................................................................................................... 537

Селективный список использованных источников и литературы..............596
Перечень сокращений.............................................................................................628

Comments

Popular posts from this blog

Web-comics

Web-comics: Some Links by Liladhar R. Pendse (UC Berkeley)

This exhibit also takes in consideration comics that are born digital. The webcomics represent a unique opportunity for their creators to provide outreach to multiple audiences. Below are some suggested webcomics that can make this exhibition more interesting to our visitors.The list below was adapted for use from Buzzfeed.com, scroll.in and other sites. Some of these comics might be sensitive to their viewers. I would advise viewer’s discretion. This is not a comprehensive list but it provides a meaningful insight into the mysterious world of the webcomics.

Nedroid Fun Times” by Anthony Clark.“Hark! A Vagrant” by Kate Beaton.“Hooray for Teamwork” by Owl Turd.“The Paradox of Choice” by Cat and Girl.“Spelling” by the Perry Bible Fellowship.“Lyme Disease” by Joy Ang.“Super Foods” by übertool.“Surreal Strokes” by ChaosLife.“The Future of Elections” by Saturday Morning Breakfast Cereal.“Grrl Power”-A webcomic about superheroines.“A…

CFP: A Century of Movement: Russian Culture and Global Community Since 1917

A Century of Movement: Russian Culture and Global Community Since 1917
CFP Deadline: April 7, 2017
October 12-13, 2017
http://centuryofmovement.web.unc.edu
University of North Carolina at Chapel Hill
Keynote Speakers: Katerina Clark and Marina Frolova-Walker
Conference Organizers: Jamie Blake and Grace Kweon, in collaboration with Annegret Fauser 
The cultural products of the last century reflect change, opportunity, and uncertainty, and demonstrate active negotiations between personal identity and social awareness, nationalism and cosmopolitanism, artistic voice and security. This conference, in the centennial year of the Revolution, seeks to explore the transformations set in motion during and after the events of 1917 through an examination of cultural production and practices, located both within and without Russia.

We will explore first and foremost the issue of human migration, particularly the patterns and developments set in motion by the Revolution. In light of today’s desperate discu…

CFP: Accelerated development? Socio-political landslides, cultural ruptures and literary history in Eastern Europe (Ghent University, Ghent, September 29 – October 1, 2017)

CALL FOR PAPERS Accelerated development? Socio-political landslides, cultural ruptures and literary history in Eastern Europe Ghent University September 29 – October 1, 2017
http://www.slavistiek.ugent.be/Accelerateddevelopment).
In 1964 the Bulgarian-Belarusian-Russian scholar Georgii Gachev coined the term ‘uskorennoe razvitie’ or ‘accelerated development’ in his 1964 monograph Accelerated Development of Literature: On the Basis of the Bulgarian Literature of the First Half of the 19thCenturyThe term describes what happened to Bulgarian literature during Ottoman rule. Being a ‘young’ and ‘peripheral’ literature, having started to develop only recently at the time, Bulgarian literature ‘had to’ go through the whole evolution of European literature at a high pace in order to catch up with the latter. One of the side effects of this accelerated development was that characteristics of different style periods could even co-occur. Gachev’s thought-provoking idea has never really received a l…